учебник по русскому языку 9 класс ладыженская читать онлайн

учебник по русскому языку 9 класс ладыженская читать онлайн

Тростенцовой и другие.

Международные языки – языки, служащие средством общения народов разных государств. Международное общение обеспечивает группа наиболее развитых мировых языков, так называемый клуб мировых языков. Роль языка как мирового юридически закрепляется благодаря признанию его официальным или рабочим языком международных организаций или конференций - оон, юнеско и др. Официальными и рабочими языками оон являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки. Абсолютное число владеющих языком не является главным для включения его в клуб мировых языков. Русский язык по этому показателю занимает пятое место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков). Выдвижение того или иного языка на роль мирового определяется общечеловеческой значимостью всей культуры, созданной на данном языке.

Русская художественная литература, научные, технические и другие достижения, принадлежащие россии, получили мировое признание, поэтому русский язык является мировым языком, избираемым для широкого международного общения и сотрудничества. Международное значение русского языка 4 повторение изученного в 5—8 классах § 1 устная и письменная речь 9 § 2 монолог, диалог 12 § 3 стили речи 13 § 4 простое предложение и его грамматическая основа 18 § 5 предложения с обособленными членами 20 § 6 обращения, вводные слова и вставные конструкции 22 сложное предложение.

Культура речи § 7 понятие о сложном предложении 24 § 8 союзные и бессоюзные сложные предложения 27. Русский язык 9 класс в электронном виде.

Рекомендуемый контент по теме.

Он включает разделы синтаксис, язык и речь. Культура речи, язык художественной литературы. Системное изложение матер. Львовой) и обеспечивает интенсивное развитие речевых, интеллектуальных, творческих способностей школьников, овладение общеучебными умениями. Леканта, построенного на новой современной методической системе, обеспечивающей речевое развитие учащихся. Книга поможет быстро и эффективно повторить и обобщить учебный материал. В пособие включен теоретический материал, касающийся правил пунктуации и орфографии в русском язык. В ней содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже.

Справочник охватывает весь школьный курс русского языка. Материал систематизирован и представлен в сжатом и наглядном виде.

С помощью qr - кода предоставляется быстрый доступ к информационным ресурсам общего пользования (wikipedia) по каждой конкретной. Книга является центральным компонентом комплекса. В ней содержится систематически излож. Теоретические сведения сопровождаются указанием соответствующих норм литературного языка (лексических, орфоэпических, грамматич. Он заболел лишь потому может быть, потому, что не потому, и потому.

Прочитайте сложноподчинённые предложения. Назовите составные союзы, объясните постановку запятых. Запишите предложения, включив в них слова, данные в скобках. Сверху напишите, какой частью речи являются вставленные слова. Указательные слова подчеркните как члены предложения. Люди сидели молча, потому что они не хотели обратить на себя внимание в комнатах слабо и жалобно зазвенела струна. Тургенев) ^бтец потребовал (чего потребовал. ), (^тоб^я ехала с ним. Толстой) не жаль добра, жаль (чего жаль. ), сж) напрасно тратится. ) он рассказал (о чём. ), (чтб^ ему привёз брат. Что как будто как будто чтобы ли кто что который где куда когда как сколько зачем почему 79 117. Спишите, расставляя выделительные запятые.

В главном предложении отметьте значком (х) поясняемое слово. В изъяснительных придаточных предложениях заключите союзы в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения. • определите оттенок значения, который придаёт предложению союз ли. )езда (за)границу ася долго жила в деревн. Вился (не)ожиданности моего решения, пенял мне зачем я (не, ни)взял его с собой. Посмотрите(же) что вы наделали. Я понял почему эта странная девочка меня привлекает. Я думала (от)чего (не, ни)когда нельзя сказать всей правды. Посмотрите какое утро. Если(бы) вы знали какой наш край благ. Мы всё больше рассуждали о том как именно должно работать. Мы рассуждали довольно умно и тонко о том какое, собственно, значение художника в наш век. Мы с вами благоразумные люди и представить себе (не)можем как глубоко она чувствует. Я (не, ни)помню как я дош. Сил гагина позволит ли он мне пров. Я решился пой(дт, т)и узнать (не, ни)наш. Закончите предложения так, чтобы придаточное предложение было изъяснительным. Для связи главного и придаточного используйте союзы что или будто, как будто (если хотите указать на неуверенность в сообицаемом факте). Заключите союзы в овал. Отметьте значком (х) слова, к которым относятся придаточные изъяснительные, задайте вопросы. Составьте сложноподчинённые изъяснительные предложения, используя в качестве сказуемых главного предложения данные слова. Присоедините придаточные с помощью союзов что или чтобы. Объяснить, рассказывать, надо, нужно, необходимо, желать, ждать, мечтать, опасаться, стараться, стремиться. Что вы знаете о диалоге.

Передайте содержание диалогов между школьниками в форме сложноподчинённых предложений с изъяснительными придаточными. В главном предложении используйте глаголы, данные в скобках. Укажите средства выражения изъяснительных отношений. • вы записали предложения с прямой или с косвенной речью. ) - это изумительное произведение.

Я сказал(а), что это изумительное произведение.

— как ты относишься к чацкому.

) — я восхиш;аюсь им. — а каково твоё мнение о софье.

) — она (не)достойна чацкого. Альный человек погиб очень молодым и просто не успел больше.

— кто является автором известного пам. Тник создали скульптор а. Прочитайте стихотворение.

Как доказать, что в одних предложени - ях союз что присоединяет придаточное изъяснительное, а в других - определительное.

Листва багряная — осенние цветы. Не те, что продают на перекрёстках, не те, что по утрам срываешь ты спокойно, не задумываясь, просто. Их пеленой прикрыл рассветный дым, на них ледок случайный и непрочный. Они пока безвестны, и не им соперничать с улыбками цветочниц. Они летят который день подряд. Но знаю я, что утром недалёким трамваи остановит листопад и люди вздрогнут, выглянув из окон. А листья в вышине плывут, паря, то вниз, к земле, швырнёт их свежим ветром, чтоб подчеркнуть богатства сентября, твоей земли и красоту, и щедрость. Прочитайте, выделяя соответствующим тоном реплики диалога. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В сложноподчинённых предложениях определите вид придаточных. • является ли, по вашему мнению, ответ м. Ломоносова достойным и остроумным. — а вот я — рюрикович. Кто ещё здесь может заявить такое о себе.

Вот ты, михайло сын васильев, способен что - нибудь подобное сказать о своих предках. — увы, нет, — с грустью ответил ломоносов. — дело в том что все метрические записи нашего рода пропали во время всемирного потопа. Прочитайте текст, выделяя интонационно придаточные предложения, начинающиеся после точки с союза что. Облегчает ли такое расчленение сложноподчинённого предложения смысловое восприятие текста. Как вы думаете, почему священнослужитель решил стать актёром. Случалось ли вам убеждать кого - то. Какие приёмы вы при этом использовали. Сжато (в 4 - 6 предложениях) изложите содержание текста. Выделенные предложения употребите без их расчленения. Жан батист мольер - младший приходит к отцу с известием о том, что его призвание — не почётное ремесло обойщика, а актёрство. Когда отец несколько опомнился, он всё - таки пытался сына отговорить и сказал ему всё, что велел ему сказать отцовский долг. Что профессия актёра есть всеми презираемая профессия. Что святая церковь изгоняет актёров из своего лона. Что пойти на такое дело может лишь нищий или бродяга. Отец грозил, отец умолял. — иди, прошу тебя, иди и подумай, а потом уж приходи ко мне.

Но сын наотрез отказался думать о чём бы то ни было. Тогда отец бросился к священнику и просил его слёзно идти отговорить жана батиста. Священнослужитель поступил согласно просьбе уважаемого прихожанина и приступил к уговорам, но результаты этих уговоров были так удивительны, что даже и говорить страшно. В париже определённо утверждали, что после двухчасовой беседы с обезумевшим жаном батистом - сыном служитель церкви снял свою чёрную сутану и вместе с жаном батистом записался в ту самую труппу, в которую хотел записаться и сам жан батист. Булгакову) 82 § 24 сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными придаточные обстоятельственные предложения, как правило, имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды. 83 рассмотрите схему (см. Назовите виды обстоятельственных придаточных предложений. Придаточные обстоятельственные предложения делятся на три основные группы. А) придаточные времени и места; б) придаточные причины, следствия, условия, уступки, цели; в) придаточные образа действия, меры, степени, сравнения. § 25 сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места в сложноподчинённом предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы когда. В сложноподчинённом предложении с придаточным места придаточное указывает на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении. Придаточные места отвечают на вопросы где.

Поставьте вопросы к выделенным придаточным предложениям времени и места. Уже смеркалось, когда мы приехали домой. Как только папа ушёл, я живо оделся в студенческий сюртук и пришёл. Вот и теперь, когда я вошёл в комнату, карл иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело. С тех пор как я себя помню, помню и наталью савишну.

Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу.

Чуть - чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко. Пурпурное, тёмное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краем тёмной зелени лугов. Откуда дует ветер, оттуда и тучи плывут. Прочитайте предложения. Задайте вопросы к придаточным времени. Заключите в овал временные союзы; запомните, как они пишутся. Придя домой, когда уже см. Ркалось, мешков застал одного володю. )ся за скрипку, он засучивал рукава рубахи, обн. Жал грудь и становился у окна. До тех пор пока (не)узнаеш(. Ла, пока ты стоял позади толпы. Все смотрели на дверь, оставле(н, нн)ую (полу)от - крытой, с тех пор как пришла лиза. Когда меркурий авдеевич подош. Л к бульвару, аллея была пуста. До тех пор, пока ра(с, сс)вет (не)проч. Ртил ров - едва пока когда перед тем как до тех пор пока с тех пор как как только в то время как ненькие л. Неечки в ш, елях став. Задайте вопросы к придаточным места. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Отметьте значком (х) указательные слова, к которым относятся придаточные места. Откуда ветер, оттуда и счастье.

Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй. Где тонко, там и рвётся. Где любовь да совет, там и горя нет. В сложных предложениях после главного поставьте вопрос к придаточному и определите его вид. Расставьте пропущенные запятые.

• в простых предложениях подчеркните обстоятельства места. Однажды, чаш;е всего в студё(н, нн)ую ноч(. ), река останавлива т - ся. И там где она сердито громоздила льдины остаёт(. Я всё смотрел на поле открывш. Еся передо мной и силился вспомнить где я еш;ё его видел. Я видел такое(же) поле, только с жёлтыми хлебами, на картине у школьного учителя. Там где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела еш;ё ост. Валось тёмное, яростное окно еш;ё (не)замёрзшей воды. Над обрывом где уже (не)было деревьев, только акация колючки и выводки горной репы я остановился. Плохо в наших горных местах с сен. И вот в таком вот ме - 85 сте откуда сено спустить зимой сподручно только отчая(н, нн)ым мужикам на не менее отчая(н, нн)ых и диких конишках сч. Куда отправят работать. Я много раз, с разных мест смотрел туда где сливаются енисей и манна. Прочитайте тексты и определите их тип. Подберите одно общее за - главие для двух отрывков. Сформулируйте основную мысль первого отрывка. С помощью каких сложноподчинённых предложений описано бережное отношение к памяти а. В каких сложноподчинённых предложениях во втором отрывке показано разрушительное для природы течение времени. Определите средства связи придаточных предложений с главным, покажите это графически. Дом пушкина в михайловском хоть и музей а живой. Он наполнен теплом приветлив и свет. Тут сосны душистая пыльца обл. А когда на куртинах распуска. Повник в доме станов. В каждом уголке его всегда живые цветы. Они (не)только собра(н, нн)ы в большие пышные букеты как делал. Сь (в)старь но и просто ра(с, сс)тавлены в подходящих местах. Когда на уса(дь, ть)бе расцв. Тают липы тогда дом пропитывает(. После жизни пушкина многое перем. Вратились в древних инвалидов на ств. Грейки из мха и лишайника. дела ганнибаловская еловая аллея. шла и смена пород деревьев. Там где шумели берёзы и липовые рощи т. Перь разросся ельник осина ольшаник. Там где цвели каштаны теперь луговые травы. Перестройте каждое предложение, используя для выражения времени протекания действия разные синтаксические средства. С наступлением вечера температура резко упала. — наступил вечер, температура резко упала. (ед^ наступил вечер, температура резко упала. Придя домой, я сразу присоединился к смотревшим телепередачу.

— ско^^ я пришёл домой, (т) сразу присоединился к смотревшим телепередачу.

я пришёл домой сразу присоединился к смотревшим телепередачу.

С приходом нового трен. Роваться стало гораздо интереснее.

Моста через овраг молодёжь с самых отд. Готовясь к чтению (на)изусть, больше думай о соответстви. Интонации основной мысли высказывания. Директор школы, беседуя с режи(с, сс)ёром местного театра, пр. Гласил труппу дать несколько предст. С наступлением холодов жизнь в маленьком городке вовсе не замирала. Возврагцаясь с рыбалки, мы всегда забегали к дедушке похвастаться уловом. Накануне отъезда каждый старался дать поле какой - нибудь дельный совет. Под вечер подморозило. Смоделируйте по данным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени. Туда куда тогда когда х 130. Составьте 4 сложноподчинённых предложения с придаточными места (или связный текст, включающий эти предложения) на тему «я путешествую. Возможное начало (для связного текста). Не один раз в своём воображении я совершал(а) путешествие в разные страны. Я летел (а) самолётом туда. Если вы любите авиацию, мечтаете быть лётчиком, напишите, используя сложноподчинённые предложения, о современных достижениях в области самолётостроения; о знаменитых лётчиках; о значимых событиях в авиации. Проанализируйте, какую функцию выполняют сложноподчинённые предложения в вашем повествовании. Для кого может быть интересен ваш рассказ. Попросите своих товарищей оценить его содержание и форму.

87 § 26 сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия ш сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности. Все они содержат не только сообщение о двух взаимосвязанных ситуациях, но и объяснение того, почему, вследствие чего, при каком условии, вопреки чему, с какой целью происходит или будет происходить то, о чём говорится в главном предложении. Мы спрятались под дерево. Сотому чт^ начался дождь. ^ат) начнётся дождь, то мы спрячемся под дерево. Мы не стали прятаться под дерево, (хо^и пошёл дождь. ^тобы) укрыться от дождя, мы спрятались под дерево. 88 рассмотрите схему (см. Назовите виды сложноподчинённых предложений со значением обусловленноаи, средства связи выражения смысловых отношений. Придаточные причины содержат указания на причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему.

И присоединяются к главному при помощи союзов потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку и др. Скоро начнётся гроза, спотому ч^ небо затянуто тёмными тучами. Ребята не заблудились в лесу, с^агодар^ стому ч7§> умели пользоваться компасом. Сгруппируйте, расставляя пропущенные выделительные запятые, сложноподчинённые предложения по следующим признакам. А) с придаточным предложением после главного; б) с придаточным предложением перед главным; в) с придаточным предложением в середине главного. Таю уланову своим учителем потому что встречи с ней, с её искусством становились всегда для меня уроками творчества, мудрости, красоты. Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались очень высокими и пухлыми. Поскольку участок оказался сильно заболоченным пришлось срочно приняться за осушение его. Так как я умел петь народные песни матросы охотно приняли меня в свою компанию. Сались верхушек берёз на земле было тихо и тепло. Причинно - следственные отношения могут быть выражены различными синтаксическими средствами. Замените выделенные чааи предложений придаточными причины. Подчеркните языковые средства, благодаря которым значение причины выражено более явно. • какие из обстоятельств, выделенных в первом и во втором предложениях, характерны для деловых бумаг. Занятие кружка не состоялось из - за болезни руководителя (обет, причины). Занятие кружка не состоялось, спаюму.

Когда я победе навстречу.

Обгоняя солнце, летела. Я лишь хочу, 2 чтобы взяла букет та девушка, которую люблю. Рубцов) 1 к а к 0 йт^ 2 когда 3 когда 1 что. 3 которую сложноподчинённые предложения могут содержать два и более придаточных. Такие предложения называются многочленными. В сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными возможны два вида подчинительной связи; — соподчинение; — последовательное подчинение.

При соподчинении придаточные относятся к одному и тому же главному предложению. Соподчинение бывает; 106 однородным. Если придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову в главном или ко всему главному.

Лермонтов) 1 так к а 2 чтоб 3 чтоб 9 i неоднородным. Если к главному предложению относятся придаточные разных видов или если придаточные одного вида присоединяются к разным словам в главном предложении. 12 13 завидуй не тому, lao большой власти добился, а тому, кто хорошо с похвалой покинул её. Выпишите сложноподчинённые предложения. Определите, какие знаки выделения и разделения пропущены. Выполните пунктуационный разбор двух сложноподчинённых предложений письменно, двух — устно. Ни у одного народа нет к своему поэту такой любви, благоговейной и вместе с тем органической, как у нас, у русских, к пушкину.

Англия разумно гордится шекспиром, но душою не любит его. Немцы высоко ценят гёте, но в народное сердце он не вошёл. Французский народ мало любит своих поэтов. Он хотя и отдаёт им должное но песен о нём не поёт. А мы, мы пушкина любим. Знаете ли вы что существует особый закон, определяющий эстетический уровень человека. Покоряясь этому закону, каждый должен любить музыку.

И ещё каждый знает что надо любить море.

За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека который сказал бы что не любит море.

И эти два закона всемирны. Но у нас, у русских, есть ещё один закон. Тэффи) 119 повторение контрольные вопросы и задания 1. Чем различаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Какие средства связи в сложноподчинённом предложении вы знаете.

Что между ними общего и чем они различаются. Какова роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчинённом предложении могут занимать придаточные.

Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчинённых предложениях в зависимости от их строения. Расскажите о видах сложноподчинённых предложений, приведите примеры. Прочитайте отрывки из рассказа м. Кем они стали, помещённые в новые условия. В чём сходство персонажей рассказа булгакова и героев поэмы гоголя. Какие черты характера, особенности поведения, речевые характеристики делают гоголевских героев узнаваемыми в рассказе булгакова. Булгаков в своём рассказе.

Выпишите из каждого отрывка по два сложноподчинённых предложения и выполните их синтаксический разбор письменно и устно. А дальше пошло легче и легче.

Прежде всего, оглянулся чичиков и видит. Куда ни плюнь, свой сидит. Пошёл в учреждение, где пайки - де выдают, и слышит. — знаю я вас, скалдырников. Возьмёте живого кота, обдерёте, да и даёте на паёк. А вы дайте мне бараний бок с кашей, потому что лягушку вашу пайковую мне хоть сахаром облепи, не возьму её в рот и гнилой селёдки тоже не возьму.

Тот, как приехал, первым делом двинулся паёк требовать. Съел и добавки попросил. Тогда ему второй отвалили; был простой — дали ударный. Дали какой - то бронированный. Слопал и ещё потребовал. И со скандалом потребовал. Обругал всех христопродавцами. Сказал, что мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Один только порядочный человек делопроизводитель. Да и тот, если сказать правду, свинья. 120 дали академический. Но, конечно, превзошёл и собакевича. И всем академические, так что продукты к нему стали возить на грузовике.

Дальше же карьера чичикова приняла головокружительный характер. Уму непостижимо, что он вытворял. Основал трест для выделки железа из деревянных опилок и тоже ссуду получил. Вошёл пайпдиком в огромный кооператив и всю москву накормил колбасой из дохлого мяса. Он вошёл в компанию с замухрышкиным и утешительным и продал ей манеж, что против университета. Взял подряд на электрификацию города, от которого в три года никуда не доскачешь. Войдя в контакт с бывшим городничим, разметал какой - то забор, поставил вехи, чтобы было похоже на планировку.

А насчёт денег, отпущенных на электрификацию, написал, что их у него отняли банды капитана копейкина. Продать продал продала отнять отнял отнял отняли отняли отняла словом, произвёл чудеса. Запишите сложноподчинённые предложения, употребляя на месте пропусков соответствующие средства связи. Что, который, причём, чтобы, так что. Некоторые из этих частиц, наверное, являются сложными, то есть состоят из других частиц более простой природы. Объясните (устно) постановку всех знаков препи - нания. Выполните письменно синтаксический и пунктуационный разбор выделенных предложений. Пролетая как - то раз в автомобиле по кузнецкому, встретил чичиков ноздрёва. Тот первым долгом сообщил, что он уже продал и цепочку, и часы. И точно, ни часов, ни цепочки на нём не было. Но ноздрёв не унывал. Рассказал, как повезло ему на лотерее, когда он выиграл полфунта постного масла, ламповое стекло и подмётки для детских ботинок, но как ему потом не повезло, и он ещё своих шестьсот миллионов доложил. Рассказал, как предложил внешторгу поставить за границу партию настоящих кавказских кинжалов. Затащил чичикова в свой номер и напоил изумительным, якобы из франции полученным, коньяком. И наконец до того доврался, что стал уверять, что ему выдали восемьсот аршин мануфактуры, голубой автомобиль с золотом и ордер на помещение в здании с колоннами. Когда же зять его мижуев выразил сомнение, обругал его. Одним словом, надоел чичикову до того, что тот не знал, как и ноги от него унести. Но рассказы ноздрёва навели его на мысль и самому заняться внешней торговлей. Какая тема объединяет тексты. Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы; одного сложносочинённого предложения и двух сложноподчинённых. Определите вид сложноподчинённых предложений. •объясните графически употребление тире.

Мне хочется поспорить с теми молодыми людьми которые сетуют что прошло мол время подвигов. То ли дело — годы отечественной войны. Они говорят если понадобит(. )ся то и мы совершим подвиг. Я глубоко убеждён что к подвигу подвод. Т вся предшествующая жизнь человека. Ведь что(бы) иметь крепкие мускулы надо ежедневно заниматься физическим трудом спортом а что(бы) р. Обретать моральную закалку (ни)когда (не)пасовать перед любыми жизне(н, нн)ыми (не)взгодами. Шающего испытания у тебя найдутся силы совершить такие поступки которые люди назовут подвигом. Роев на войне и их храбрость их г. Роизм были (не)разрывно связаны с упорной физической и нравственной закалкой. Думаю что всё сказанное относит(. )ся не только к лётчикам подводникам геологам полярникам к людям так называ. Мых романтических пр. Подвиг на любом посту в любой работе требует смелости и колоссального напр. На каком бы участке жизни. Жении или на стройке на заводе или на ферме в научно - исследовательской лаборатории или в медицинской клинике в подвигах есть обш;ая черта. Подвиг это вершина огромного труда напр. Жённого и многостороннего. Что такое подвиг, по вашему мнению. Способен ли обыкновенный человек на подвиг. Согласны ли вы с тем, что к подвигу нужно готовиться. Действительно ли прошло время подвигов. Подберите эпиграф, отражающий основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте сочинение.

123 бессоюзные сложные предложения § 31 понятие о бессоюзном сложном предложении прочитайте отрывок из поэмы а. Стремглав наездники помчались, дружины конные смешались; сомкнутой, дружною стеной там рубится со строем строй; со всадником там пеший бьётся; там конь испуганный несётся; там русский пал, там печенег; там клики битвы, там побег; тот опрокинут булавою; тот лёгкой поражён стрелою; другой, придавленный щитом. Растоптан бешеным конём. И длился бой до тёмной ночи; ни враг, ни наш не одолел. В каком предложении нарисована общая картина напряжённого боя. Каким по строению является это предложение.

Сколько в нём простых предложений. Какой единой задачей объединены простые предложения в сложном. С помощью какого языкового средства соединены простые предложения в одно сложное.

Бессоюзное сложное предложение - это такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно (без помощи союзов или союзных слов). 124 углублённый углублён углублено углублена углубйть(ся) углубйшь(ся) 185. Прочитайте отрывок из очерка м. Горького (под номером 1), затем тот же отрывок с внесёнными в него изменениями. Сравните темп произнесения выделенных предложений в каждом отрывке.

В каких сложных предложениях, с союзной или бессоюзной связью, пауза между частями более длительная. Какой из отрывков отличается большей эмоциональностью, вызывает ощущение тревожности. Рассказ гарина - михайловского, насколько^ я его помню, таков. Лесной сторож, человек, углублённый^ в себя, подавленный одинокой жизнью и только чувствующий^ зверя в человеке, идёт, к ночи, в свою сторожку.

Обогнал бродягу, пошли вместе.

Вялая и осторожная беседа людей, взаимно не верящих друг другу.

Собирается гроза, в природе чувствуется напряжение.

Рассказ гарина - михайловского, насколько я его помню, таков. Лесной сторож, человек, углублённый в себя, подавленный одинокой жизнью и только чувствующий зверя в человеке, идёт, к ночи, в свою сторожку.

Обогнал бродягу, и они пошли вместе.

Между ними начинается вялая и осторожная беседа людей, взаимно не верящих друг другу.

Собирается гроза, и в природе чувствуется напряжение.

§ 32 интонация в бессоюзных сложных предложениях благодаря союзной связи смысловые отношения между частями сложного предложения явно выражены. Например, союз если выражает условие, потому что - причину, но - противопоставление.

При бессоюзной связи смысловые отношения между частями сложного предложения не явно выражены и должны извлекаться адресатом речи из содержания частей с опорой на общие знания слушающего и говорящего. Если говорящий сообщает об изменении погоды, то он перечисляет эти изменения и предложение произносится с перечислитель - 125 ной интонацией, а на письме между предложениями ставится запятая. Стало холодно, подул ветер. Если говорящий указывает на причину, почему стало холодно, то в сложном предложении выражаются причинные отношения и произносится оно с интонацией предупреждения, с неспокойным (предупредительным) понижением голоса перед второй частью сложного предложения, а на письме между предложениями ставится двоеточие; стало холодно. Таким образом, интонация в устной речи и знаки препинания в письменной выражают смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Известный лингвист а. По всей вероятности, древнье и сочинения и подчинения. Прочитайте предложения с интонацией перечисления. Из какого они произведения. В этом произведении много бессоюзных сложных предложений. Попытайтесь объяснить это, учитывая высказывание а. • выпишите слова с пропущенными буквами, объясните графически орфограммы. С раннего утра до вечера, с вечера до ра(с, сс)вета летят стрелы калёные, гр. Мят сабли о шлемы, тр. Ря свет зажгла, туман поле покрыл, ш. Кот соловьиный затих, говор галочий пробудился. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает. Стоят стяги в путивле, игорь ждёт милого брата всеволода. Тоска разлилась по русской земле, п. Кла среди земли русской. Особенности интонации бессоюзных сложных предложений со значением перечисления; - их части отделяются друг от друга равными по длительности, но небольшими паузами; - голос повышается в конце каждой части предложения (интонация незаконченности); - голос снижается лишь в конце сложного предложения. Тогда во^ны не каркали, галки примолкли, сороки не стрекотали. Прочитайте вслух пословицы, соблюдая интонацию сопоставления. Приведите свои примеры 2 - 3 пословиц, выраженных бессоюзными сложными предложениями со значением сопоставления. Пожалеешь лычка — отдашь ремешок. На языке мёд — на сердце лёд. Семь раз отмерь — один раз отрежь. Сложных предложении особенности интонации бессоюзных со значением сопоставления; - части имеют одинаковые по силе ударения на словах, особенно важных для противопоставления; - первая часть заканчивается небольшим повышением голоса (интонацией незаконченности и паузой); - вторая часть - соответствующим понижением. Прочитайте предложения с причинно - следственными и пояснительными отношениями между частями, соблюдая предупредительную интонацию. (пословицы) 127 =^1 шл особенности интонации бессоюзных сложных предложений со значением причины, пояснения; - первая часть произносится с предупредительным понижением голоса; после неё имеется значительная пауза; - вторая часть заканчивается обычным понижением голоса. Пушкин) = ©w© контекст (от лат. Contextus - соединение, связь) - фрагмент текста, необходимый и достаточный для определения значения включённой в него единицы. Для понимания смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения контекст очень важен. Вне контекста смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения допускают различное толкование.

Воспроизведите мысленно различные ситуации и в зависимости от них составьте (устно) бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, причинным, условным. Произнесите полученные предложения с нужной интонацией. Удочка вырвалась из рук. Прочитайте известные афоризмы козьмы пруткова, выразив с помощью интонации смысловые отношения между частями предложений. • кем был 128 создан в литературе образ ограниченного, тщеславного, самовлюблённого, наивного и простодушного козьмы пруткова. Если у тебя есть фонтан, заткни его. Дай отдохнуть и фонтану.

Не робей перед врагом; лютейший враг человека — он сам1 3. Не ходи по косогору — сапоги стопчешь. Никто не обнимет необъятного. Память человека есть лист белой бумаги. Иногда напишется хорошо, а иногда — дурно. Не растравляй раны ближнего; страждуш;ему предлагай бальзам. Копая другому яму, сам в неё попадёшь. Болтун подобен маятнику.

И того и другого надо остановить. Хочешь быть счастливым — будь им. Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь. § 33 бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится запятая. 1 2 одето небо чёрной мглою, в тумане месяц чуть блестит. Лермонтов) точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях ставится, если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания. 129 например; 1 дорога вилась передо мною между густыми кустами ореш - 2 ника, уже залитыми мраком; я продвигался вперёд с трудом. Тургенев) примечание.

Иногда точка с запятой ставится и в том случае, когда внутри частей бессоюзного сложного предложения нет знаков препинания, но эти части менее связаны между собой по смыслу, более самостоятельны. Было семь часов пополудни; князь собирался идти в парк. Достоевский) образец рассуждения, в сложном бессоюзном предложении бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето две чааи. Первая; бревно на избах было темно и старо. Многие крыши сквозили, как решето. Во второй части имеется сравнительный оборот, который выделен запятой. Поэтому между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой. Выпишите, расставляя пропущенные знаки препинания, сначала простые предложения с однородными членами, затем бессоюзные сложные предложения. Паустовский в своих произведениях воссоздаёт средствами языка цветовую картину мира. Найдите в тексте глаголы и прилагательные, обозначающие цвет. В (не)обыкновенной (ни)когда (не)слыханной тишине зарожда - ет(. Небо на востоке зеленеет. Спит вода спят кувшинки спят уткнувшись носами в коряги рыбы спят птицы. На западе ещё тлеет з. Слях волчьих ягод кричит выпь. Ло пылает на кронах деревьев золотит их стари(н, нн)ой^ позолотой^. Моросили дожди волжская вода помутнела. Русское лето чем ближе к осени, тем больше бывает окраше(н, нн)о в спелые цвета. Уже в августе розовеет листва яблоневых садов. Мягкий ветер дул в лицо колыхал выцветшие полотнища пароходных флагов. Утром на город обрушился тяж. Лый ветер рвал серые полосы воды. Горные реки вздулись переливались через мосты. Рел на мокром песке бл. стел (не)ведомый серый цвет. Прочитайте отрывок из поэмы. Для художественной прозы гоголя характерно тщательное воспроизведение и выписывание бытовых деталей. Какие по строению предложения использует писатель, чтобы нарисовать картину деревни маниловки. Какие предметы этой общей картины описываются в каждом из бессоюзных предложений. Объясните знаки препинания (запятую или точку с запятой). О каких чертах характера помещика манилова говорит описание его поместья. Деревня маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны по - английски две - три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; пять - шесть берёз кое - где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью. У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперёк серенькие бревенчатые избы. Продолжите каждый пример, чтобы получились предложения следующих типов. А) простое с однородными членами (без союзов); б) бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятые; в) бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой. Широкая улица села обставлена рядами изб. Широкая улица села обставлена рядами изб, спускается к реке.

Широкая улица села обставлена рядами изб, они красиво смотрятся на холмистом берегу реки. Широкая улица села обставлена рядами изб; они красиво смотрятся на холмистом берегу реки, прячущейся в густой зелени черёмух, лип, берёз. Позади села поднимался урал. Домик добродушно поглядывает из - под своей порыжелой тесовой крыши узкими окошечками с белыми ставнями. Вокруг села расстилались поля. Домик срублен из сибирской лиственницы. Томашевский, российский литературовед, исследователь жиз - ни и творчества а. Подготовьтесь писать по памяти указанные арофы романа а. § 34 бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении прочитайте текст. = какой разделительный знак употреблён в этих бессоюзных пред - = ложениях. = как назван в тексте этот знак. В эти памятные холодные дни наш класс занимался знаками препинания. Учительница была у нас удивительная. Она, как лоцман, проводила нас сквозь точки и запятые.

Мы благополучно дошли до двоеточия. — знаете ли, ребята, что означают две точки, двоеточие.

Откуда нам было знать. — двоеточие — это распахнутое окно. Например, я раскрыла окно и увидела. Я увидела липу, ольху, акацию. Распахнём окно у двоеточия. К причалу подходят пассажирские, грузовые, буксирные и самоходные баржи. И принялись энергично распахивать окно двоеточия. Всем ясно, что окна распахиваются только весной, когда тепло. Распахнулись окошечки двоеточия. Загудели ветры южного моря, тёплые волны бились в берега. И я полюбила двоеточие.

И с тех пор с радостью и ожиданием чудесного распахиваю этот прекрасный знак. Георгиевской) 132 двоеточие между чааями бессоюзного сложного предложения. Ставится в следующих случаях. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что). 1 2 предметы теряли свою форму.

Всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу (и. Гончаров) i 1 (потому что) 2 2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких - либо её членов (между обеими частями можно вставить союз а именно). 1 2 у моряков есть прекрасный обычай. Когда судно уходит в дальний рейс, то все стоящие в бухте суда провожают его гудками. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно вставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что). Пушкин) 1 2 я взглянул в окно. На безоблачном небе разгорались звёзды. Горький) л (увидел, что) 2 195. Бессоюзные связи в сложном предложении создают лёгкость, естественность, обеспечивают лаконичность в изложении мыслей. Лермонтова определяется в значительной мере стремлением равняться на образцовую в отношении правильности, точности и выразительности разго - 133 ворную речь. Их употребление связано с содержанием главы. Печорин попал в непривычную обстановку, которая кажется ему загадочной. Он вторгается в жизнь контрабандистов, ищет объяснения поступкам девушки, слепого мальчика, проявляя при этом зоркую наблюдательность, настойчивость, презрение к опасности. Прочитайте бессоюзные сложные предложения с предупредительной интонацией. Объясните поаановку двоеточия. • употребляется ли в разговорной речи выделенное слово. Я засветил серную спичку и поднёс^ её к носу мальчика. Она озарила два белых глаза. Он был слепой, совершенно слепой от рождения. Передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. Я привстал и взглянул в окно. Кто - то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне и вот вижу.

Слепой приостановился, потом повернул низом направо. Меня, однако, поразило одно. Слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чисто по - русски. На крыше моей хаты стояла девушка в полосатом платье с распупденными косами, настоящая русалка. Две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель. Перед николенькой возникает множество сложных вопросов. Во многих случаях именно с этим связано использование толстым конструкций с причинно - следственным значением. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. • подчеркните части сложных предложений, равные по строению простым односоставным предложениям. • обозначьте графически орфограммы, относящиеся к слитному и раздельному написанию не и ни. Мне хотелось смеяться и хотелось плакать нервы были расстрое(н, нн)ы. Мне (ни)сколько (не)грустно умственный взор мой обр. На третьей^ стене висели две линейки одна — изреза(н, нн)ая, наша, другая — новенькая, карла иваныча. Я выходил из комнаты мне страшно, (не)ловко и совестно было ост. ваться одному с братом. Нение было всё(таки) очень тяжело мне хотелось двигат(. )ся, рассказать кому(нибудь) всё. Доброе лицо карла иваныча, его участие заст. Вляли слёзы течь ещё обиль - 134 ней мне было совес(. Бывало, он меня (не)замечает, а я стою у двери и думаю бедный, бедный старик. Вот крестьянские мальчики и девочки в одних рубашонках широко раскрыв глаза и растопырив руки неподвижно стоят они на одном месте или быстро семеня в пыли босыми ножонками несмотря на угрожаюш;ие жесты филиппа бегут за экипажами и стараются взобраться на чемоданы привязанные сзади. Сгруппируйте бессоюзные сложные предложения по признаку.

А) вторая часть разъясняет содержание первой (между частями можно вставить союз а именно) б) вторая часть поясняет сказуемое первой части (между частями можно вставить союз что или глагол увидел с союзом что). Расставьте пропущенные знаки препинания. Составьте интонационную схему 3 - го предложения. Вал вся кровь моя в лицо мне кинулась и тяжко опускалась. Всё это значило друзья с пр. Как все московские ваш батюшка таков желал бы зятя он с звездами и чинами. Весь город там такой мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Он оглянулся перед ним стоял василий. Тут^ открылась картина довольно занимательная широкая сакля крыша которой оп. Ра - лась на два столба была полна народу.

Я глядел кругом торжестве(н, нн)о и царстве(н, нн)о стояла ночь. Царь ступил на двор широкий там под ёлкою высокой белка песенку поёт золотой орех грызётс (а. Ветер еш, ё усиливается гривы и хвосты лошадей, шинель василья и края фартука принимают одно направление и отчаянно развеваются от порывов неистового ветра. Закончите начатые предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения. Подчеркните главные члены в записанных предложениях. Все ли они образованы одним и тем же способом. Защитник стремительно оглянулся — —. 135 § 35 бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если содержание первой части указывает время, условие, причину того, о чём говорится во второй части, а также если содержание первой части резко противопоставляется содержанию второй части. Ехал сюда - рожь начинала желтеть. Пришвин) первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз когда). 1 (когда) 5 ^ 2 1 2 2. Поработаешь до поту - поешь в охоту.

) первая часть обозначает условие того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз если). Вдруг мужики с топорами явились - лес зашумел, застонал, затрещал. Некрасов) первая часть указывает на причину того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз так как), а вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится в первой части (между частями сложного предложения можно вставить слово поэтому). Лето припасает - зима поедает. ) первая чааь по содержанию резко противопоставляется содержанию второй (между частями сложного предложения можно вставить союз а или но). Берёза в лесу без вершины - хозяйка без мужа в дому.

Некрасов) во второй части содержится сравнение, сопоставление с тем, о чём сказано в первой части (между частями сложного предложения можно вставить союзы словно, как будто). 1 - (словно, как будто). В некоторых случаях значение первой части можно определить по - разному; и как временное, и как условное.

Увидел грача - весну встречай. ) (когда увидел = грача, весну встречай или. Если увидел грача, весну встречай. Прочитайте предложения с сопоставительной или пояснительной интонацией. Объясните постановку тире в бессоюзных сложных предложениях. Выпишите 4 бессоюзных предложения, соответствующих приведённым в правиле схемам. Составьте интонационную схему выписанных предложений. Вал бежать — ноги от страха не двигались. А побьёт он меня — выходите вы за святую правду - матушку.

Щепотки волосков лиса не пож. Лей — остался б хвост у ней. Солнце выглянуло — она повеселела. Те мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся запахом ночи. Биться (в)одиночку — жизни не перевернуть. Проголодаешься — хлеба достать дог. В ступе воду толочь — вода будет. Богатырь умрёт — имя его останет(. Пашню пашут — руками не машут. Жизнь прожить — не поле перейти. Стань добрее — люди к тебе потянутся. Расставляя пропущенные знаки препинания, выпишите сначала простые предложения, затем сложные.

Подчеркните грамматические основы предложе - 137 ний. В каких бессоюзных сложных предложениях значение может быть понято и как условное, и как временное.

Летом дома сидеть зимой хлеба не иметь. Трусливому^ каждый ш. Тели под февраль полетели. Июль макушка лета декабрь шапка зимы. Весной сутки прогуля. Шь неделей (не)наверста. Мерить ветер (не)хватит вёдер. Много снега много хлеба. Много воды много травы. Зима без снегу лето без хлеба. В осеннее (не)на - стье семь погод на дворе се.

Больше снега на полях больше хлеба в закромах. Зимой снег глубокий летом хлеб высокий. Не хочешь холоду полюбишь лес (с)молоду.

Был нынче у друга пил воду показалась она слагце мёду.

Час в добре побудешь всё горе забудешь. Бессоюзные сложные предложения широко используются в устно - разговорной речи, а также в произведениях художественной литературы, особенно в диалогах и монологах героев, когда писатели стремятся отразить особенности синтаксиса устной речи. Найдите в 1 - м действии комедии д. Выпишите их и объясните постановку знаков препинания. Художник изображает село, каких много, и хочет показать его неброскую, спокойную красоту.

На картине мы видим село в целом, его панораму.

Оно вольно раскинулось по пологим склонам большого оврага, заросшего травой, кустарником, деревьями. Как вы думаете, с какой точки обзора художник писал свою картину, чтобы нашим глазам открылась эта панорама. Какое время года изобразил художник. Почему на его картине преобладают блёклые золотистые кра - ^ ски. Что изображено на переднем плане.

Что синеет на горизонте.

Какие детали привлекли ваше внимание.

Почувствовали вы, как это село, эти широкие, необозримые дали зовут вас, притягивают к себе.

Представьте себе, что вы были на экскурсии в государственной третьяковской галерее и вам захотелось поделиться с кем - нибудь своими впечатлениями об этой картине.

А что бы вы написали в книгу отзывов. Выберите возможную ситуацию и запишите ваш рассказ или отзыв. Пдморама 138 § 36 синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения порядок синтаксического разбора 1. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы. Тип связи между простыми предложениями в сложном (союзная, бессоюзная). Средства связи простых предложений в сложном. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; особенности интонации. Образец синтаксического разбора действие человека мгновенно и одно — действие книги множественно и повсеместно. Пушкин) устный разбор предложение повествовательное, невосклицательное.

Состоит из двух простых предложений. В первом грамматическая основа действие человека мгновенно и одно, во втором — действие книги множественно и повсеместно. Связь между предложениями бессоюзная. Средство связи — интонация. Смысловые отношения сопоставительные.

Интонация сопоставления. Одинаковые по силе ударения на наиболее важных для противопоставления словах в первой части мгновенно и одно, во второй множественно и повсеместно. Первая часть заканчивается небольшим повышением голоса (интонация незаконченности) и паузой; вторая — соответствуюш;им понижением. Письменный разбор действие человека мгновенно и одно — действие книги множе - ственно и повсеместно. 139 предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, смысловые отношения сопоставительные.

Выполните устный (предложения 1, 3) и письменный (предложение 2) синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений. Не нагнать тебе бешеной тройки. Кони крепки, и сыты, и бойки. Сердце плещется в груди. Наш голос чист и ясен. Посмотрит — рублём подарит. Некрасов) порядок пунктуационного разбора 1. Знаки разделения между простыми предложениями в бессоюзном. Образец пунктуационного разбора страшная мысль мелькнула в уме моём. Я вообразил её в руках разбойников. Пушкин) устный разбор в конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между частями бессоюзного сложного предложения ставится знак разделения — двоеточие, так как вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части. Между обеими частями можно вставить союз а именно. Страшная мысль мелькнула в уме моём. (а именно) я вообразил её. Письменный разбор 1 2 страшная мысль мелькнула в уме моём. (а именно) я вообразил её в руках разбойников. ^ прочитайте высказывания известного русского историка xix века в. Выполните пунктуационный разбор двух бессоюзных сложных предложений устно, двух - письменно. Какими по структуре являются 140 остальные предложения. Объясните (устно) постановку в них знаков препинания. Культурная обработка природы человеком для удовлетворения его потребностей имеет свои пределы и требует известной осмотрительности. Увеличивая и регулируя энергию физических сил, нельзя истощать их и выводить из равновесия. Природа нашей страны при видимой простоте и однообразии отличается недостатком устойчивости. Её сравнительно легко вывести из равновесия. Преподобный сергий радонежский был великим устроителем монастырей. Своим смирением, терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям и неослабным трудолюбием он умел не только установить^ в своей обители образцовый порядок иноческого общежития, но и воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества. Греческое влияние захватывало всё общество, не захватывая всего человека; западное влияние захватывало всего человека, не захватывая всего общества. Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития; они кладут наиболее прочные основы житейского порядка, соответствующего истинным потребностям человека и высшему назначению человечества. Знание своего прошлого облегчает людям целесообразный выбор идеалов. Знание прошлого не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности. Тайна искусства писать — уметь быть первым читателем своего произведения. Высшая степень искусства говорить — уменье молчать. Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости. Повторение контрольные вопросы и задания 1. Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении. Приведите примеры бессоюзных сложных предложений с перечислительной, предупредительной, пояснительной и сопоставительной интонацией. Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзных сложных предложений. Когда ставится каждый из этих знаков. Приведите примеры на каждый случай. Приведите примеры бессоюзных сложных предложений, в которых между простыми предложениями возможны различные смысловые отношения. Перечисления или причинные; перечисления или противопоставления. Какие знаки препинания следует поставить в каждом случае.

Составьте схему 2 - го предложения. На обороте портрета наталья фёдоровна обрескова урождённая иванова. Ровательно черты благородны в уголках красивого рта спрятана любезная улыбка спокойный взгляд загадочен. Весь внешний облик её высокая прич. Ска полнота обнажённых плеч тонкая шея украше(н, нн)ая тяж. Лым ожерельем как бы комментирует лермонтовские строчки о ней. С людьми горда судьбе покорна (не)откровенна (не)притворна. Прочитайте высказывания. Каким двум темам они посвящены. Выпишите цитаты по каждой теме отдельно, расаавляя пропущенные знаки препинания. Подберите и запишите заголовок для каждой группы высказываний. Подчеркните разделительные знаки препинания между частями бессоюзных сложных предложений. • укажите в высказывании. Лескова уааревшие слова. Есть два рода бе(с, сс)мыслицы одна происходит от (не)достатка чувств и мыслей заменя. Мого словами другая — от полноты чувств и мыслей и (не)достатка слов для их выр. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей без них блестящие выр. Жения (ни)(к)чему не служат. Прочесть как следует произведение вовсе (не)безделица для этого нужно долго его изучать. Без чтения нет настоящего образования нет и (не)может быть (не, ни)вкуса (не, ни)слога (не, ни)многосторонней шири понимания. Книга есть жизнь нашего врем. )ся и старые и молодые и деловые и (не, ни)чего (не)делающие, дети так(же). Истинно глаголю вам дано печатному слову пребыть не только во врем. Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека искусство и наука. Начинаюпдие литераторы должны особенно крепко усвоить очень простую мысль идеи не добывают(. )ся из воздуха идеи создают(. )ся на земле почва их трудовая жизнь. Охарактеризуйте смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, объясните постановку знаков препинания. Спеши, не будь тороплив в речи. Не все понимают быструю речь. Подготовьтесь писать по памяти отрывок из стихотворения а. Пушкина, посвящённый воспоминаниям о лицейских годах. • какие строчки этого стихотворения стали крылатыми. Со старшими мы братьями прощались и в сень наук с досадой возвращались. Завидуя тому, кто умирать шёл мимо нас. Такие предложения содержат в своём составе три простых предложения и более.

Это так называемые многочленные сложные предложения. В многочленных сложных предложениях простые предложения могут быть соединены между собой различными видами связи. Союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной. Например, в предложении ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь, и поэтому знаю. Со мной ничего не случится. Первая и вторая части соединены сочинительной связью при помощи соединительного союза и и интонации. Вторая и третья части соединены бессоюзной связью и интонацией. При всём многообразии сочетаний простых предложений в многочленных сложных предложениях комбинация в них видов синтаксической связи следующая. А) сочинительная и подчинительная; б) сочинительная и бессоюзная; в) подчинительная и бессоюзная; г) сочинительная, подчинительная и бессоюзная. Сначала расскажите по схемам о видах связи между предикативными частями многочленного сложного предложения. Затем прочитайте вслух данные после схем предложения и соотнесите каждое из них с одной из схем. Докажите правильность своего решения. В ответах употребите в качестве сказуемых слова в рамке.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. Мы находим в языке, созданном пушкиным, все условия живучести. Русское творчество и русская восприимчивость стройно слились в этом великолепном языке, и пушкин сам был великолепным русским художником. Формы последних произведений а. Пушкина чрезвычайно художественны, но это уже не тот бойкий стих, который сверкал и играл; последние стихи пушкина — это волны бытия, проходящие перед взором зрителя в спокойном величии. Вспомните, что писал о прозе а. Пушкина литературовед. Прочитайте сначала стихотворение «я вас любил. Определите, в стихотворении или в прозаическом фрагменте употреблены сложные предложения с различными видами связи. Подтверждает ли анализ этих текстов вывод. Любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем; но пусть она вас больше не тревожит; я не хочу печалить вас ничем. 145 я вас любил безмолвно, безнадежно, то робостью, то ревностью томим; я вас любил так искренно, так нежно. Как дай вам бог любимой быть другим. Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин кирила петрович троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение.

Соседи рады были угождать его малейшим^ прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; кирила петрович принимал знаки подобострастия как надлежаш;ую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные увеселения. Запишите строфу из поэмы а. Выполните графическую работу по образцу.

Составьте схему выделенной части сложного предложения. • определите стиль и тип текста. Какая синтаксическая конструкция позволила нарисовать узнаваемую панораму петербурга. • найдите устаревшие слова. 4 где прошло сто лет и ю(н, нн)ый град. Полнощных стран краса и диво. Из тьмы лесов, из топи блат вознё(с, сс)я пышно, г. Рделиво; где прежде финский рыб. Ких берегов бросал в (не)ведомые воды свой ветхий невод ныне там по оживлё(н, нн)ым берегам гр. Мады стройные теснят(. Рабли толпой со всех конц. В земли 146 к богатым пристаням стремят(. )ся; в гранит оделася нева; мосты повисли над водами; (тёмно)зелёными садами её покрылись острова и перед младш. Й померкла старая москва, как перед новою цариц. Й порфироносная вдова. 212 выпишите, расставляя знаки препинания, сначала предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем предложения, в которых сообщается о трёх и более ситуациях. Какие предложения вы не выписали. В сложных предложениях с различными видами связи пронумеруйте простые предложения. Составьте схемы сложных предложений. То что необходимо заимствовать из опыта прошлого это спортивные тр. Вот это я называю тр. Ение если ты на трен. Ровалась у жука от нас треб. Жайшим образом чтоб всё было в ид. Ски безукоризне(н, нн)ые чтоб (не, ни)чего (не, ни)б. Какие раньше были морозы. Может быть потому как раз что катки были открытые.

)ся пурга ветер тащит по льду стулья на которых сидят судьи и судьи едут на этих стульях вместе с фла. Буран снег в глаза лепит музыки не слышно. Шь летишь как птица против ветра стоишь на месте.

(не)смотря на всё это мы выступали с азартом волновались. Пахомовой, многократной чемпионки ссср, европы, мира и олимпийских игр в спортивных танцах на льду) jr 213. Рассмотрите репродукцию картины м. Где находится каток, в какое время он открыт, помогает ли начинающим конькобежцам тренер. Подготовьте рекламу этого катка, чтобы её можно было передать по радио в вашем городе (посёлке, селе). Может быть, вы включите в рекламу шутливые конкурсы типа «кто из начинающих упадёт последним. Прочитайте вашу рекламу интригующим тоном, выделяя голосом информативно важные слова. Прочитайте фрагмент из книги академика я. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с такой оценкой гуманитарных и естественных наук. Приведите доказательства, подтверждающие вашу точку зрения. Объясните постановку пропущенных знаков препинания. Составьте схему сложного предложения с различными видами связи. Патриарх современной математики рихард курант писал упор на этот (аксиоматический, логический) аспект полностью дезориентирует того кто предположит что созидание воображение сопоставление и интуиция играют только вспомогательную роль в математическом творчестве и в настоящем понимании. В математическом образовании действительно дедуктивный способ начинающий с догматических аксиом позволяет быстрее обозреть большую территорию. ^ но конструктивный способ идущий от частного к общему и избегающий догматического принуждения надёжнее ведёт к самостоятельному творческому мышлению. Итак, воображение и интуицию курант ставит на первое место. Пресловутое противопоставление лириков и физиков (а заодно и математиков) придумано поэтом то есть лириком. В математике как и в других естественных науках больше поэзии чем думают профессионалы - лирики. История науки показывает что хорошая математика имеет пророческий дар математический анализ известного открывает путь дальше, в новые неизвестные области, ведёт к созданию новых физических понятий. § 38 знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи в многочленных сложных предложениях с различными видами связи знаки препинания ставятся по пунктуационным правилам употребления знаков препинания между простыми предложениями в сложном союзном и бессоюзном предложениях. В многочленных сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут быть употреблены сочинительный и подчинительный союзы и когда, и хотя, и как и др. 148 пунктуационные правила постановки запятых при сочетании сочинительного и подчинительного союзов те же, что и правила постановки запятых в сложноподчинённом предложении с двумя или несколькими придаточными, когда рядом употреблены подчинительные союзы что если, что когда, так что хотя и др. Если в многочленных сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между союзами ставится. С вёсел капали голубые капли, и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. Горький) запятая между союзами не ставится в том случае, если после придаточного есть вторая часть составного подчинительного союза — то, так, тем. С вёсел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. Подчеркните грамматические основы многочленных сложных предложений с различными видами связи. Лермонтова в москве на малой молчановке передаёт особенности быта дворянской семьи в которой прошли отрочество и юность поэта. Арсеньевой (урождённой столыпиной) проливает свет на внутренний облик её хозяйки само. Тверже(н, нн)о - го и (не)зависимого характера женш;ины. Арсеньевой была всецело подчине(н, нн)а инт. Клась о нём и вникала во всё что имело отношение к его заботам и учению. В её комнате (по)этому не случайно ок. Спишите, расставляя пропущенные запятые.

Подчеркните расположенные рядом сочинительный и подчинительный союзы в многочленном предложении. Объясните постановку знаков препинания при них. Рнело треснуло и раск. Лолось молнией и громом и в классе через окна вместе с зап. Сти ворвались столбы песку и пыли. Две школьные подлизы услужливо кинулись. Ридор звать дядьку закрывать окна и когда они отв. Зняк поднял и понёс со всех парт по классу пром. Вение смысл существования опять открывался ларе.

Она тут для того что(бы) раз. )ся в сумасшедшей прелести земли и всё назвать по им. Ни^ а если это будет ей не по силам то из любви к жизн. Емников которые это сделают вместо неё ^ (б. Прочитайте текст и определите его основную мысль. Спишите, вы - делив следующие абзацы. 1) введение, содержащее проблему текста и иллюстрирующее обоснованность постановки проблемы; 2) основную часть текста; 3) заключение, обобщающее информативное содержание текста. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните сочинительный и подчинительный союзы, расположенные рядом в многочленном сложном предложении. Объясните постановку запятых при них. Уж если о ком говорить из русских писателей способном помочь нам в уяснении места занимаемого чайковским то надо подниматься выше.

Лермонтов, вот кто, раз придя на ум в сопоставлении с чайковским, властно останавливает наше внимание.

Прежде всего аналогия бросается в глаза внешняя ведь и для лермонтова долго не могли найти подобающего ему места и его долго нежно и пламенно любили но по - настоящему не ценили. Это только сейчас нам всем ясно что как ни многочисленна и ни разносоставна братия больших великих гениальных русских писателей только за ним одним, рядом с пушкиным, может быть признано право именоваться русским национальным поэтом. Вдумаемся всмотрим - ся^ в окружающий нас русский духовный мир попытаемся как это ни трудно объективно установить место которое занимает в нём музыка чайковского и мы должны будем признать что если кто рядом с глинкою может притязать на звание русского национального композитора то это чайковский. Русская литература, по давнему образному сравниванию спасовича, возглавляется, подобно кавказской цепи гор, двуглавым эльбрусом пушкина и лермонтова таким же двуглавым эльбрусом глинки и чайковского возглавляется наша отечественная музыка. Зайцев) 150 § 39 синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи порядок синтаксического и пунктуационного разбора 1. Средства связи частей сложного предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения с различными видами связи. Образец синтаксического разбора взглянул на кустик — истину постиг. Он и цветёт, и плодоносит пышно. Его питает солнышко, и слышно. Как в тишине поит его родник. Рубцов) устный разбор предложение повествовательное, невосклицательное.

Состоит из шести простых предложений в составе сложного. В первом предложении грамматическая основа взглянул, во втором — постиг, в третьем — он и цветёт, и плодоносит; в четвёртом — питает солнышко; в пятом — слышно; в шестом — поит родник. Это многочленное сложное предложение с различными видами связи. Связь между первым и вторым предложениями бессоюзная, средство связи — интонация. Между первым и вторым предложениями ставится знак разделения — тире.

Третье и четвёртое предложения присоединены интонацией перечисления. Между вторым и третьим, третьим и четвёртым предложениями ставятся разделительные запятые.

Пятое предложение объединено с предшествующими союзной связью с помощью союза и, перед которым ставится разделительная запятая. Шестое предложение присоединено подчинительным союзом как; это предложение выделяется запятыми. 151 письменный разбор 1 2 взглянул на кустик — истину постиг, 3 он и цветёт, и плодоносит пышно. От нощи утренююща, человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления твоя, и научи мя, спасе, творити волю твою. Токмо первому каину и ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми. Подходит для детей 3 - 4 лет. Откуда берется грязь и как с ней бороться. — да пропасть земная не покроет тебя. И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством дева, рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин. Творит бо, елика хощет. Уязвихся, уранихся, се стрелы вражия, уязвившия мою душу и тело се струпи, гноения, омрачения вопиют, раны самовольных моих страстей. Не смотря на такой маленький формат книжки (всего 12 страниц), она содержит очень полезную познавательную информацию. ) кто такие мастера без топора. Это ведь они строят свои замысловатые гнезда без рук, без топоренка. И в этом рассказе представлены несколько птиц с их творениями. Очень порадовали картинки своей реалистичностью, и как водится узнаваемостью. Некоторые гнезда мы можем встретить, гуляя в парке, и ребенок показывает и называет. ) что не может не радовать. ) от юности, христе, заповеди твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие.

Темже зову ти, спасе.

Поне на конец спаси мя. Гноение, спасе, исцели смиренныя моея души, едине врачу, пластырь мне наложи, и елей, и вино, дела покаяния, умиление со слезами. Не с добром ты посмотрела и уязвилась жестоко, прикоснулась к дереву и дерзостно вкусила бессмысленного плода. 6) слышала еси авессалома, како на естество воста, познала еси того скверная деяния, имиже оскверни ложе давида отца но ты подражала еси того страстная и любосластная стремления. Разумейте и видите, яко аз есмь бог, испытаяй сердца и умучаяй мысли, обличаяй деяния, и попаляяй грехи, и судяй сиру, и смирену, и нищу хорошая точилка для первоклашки. Хорошая цена, яркая - легко найти в портфеле, контейнер собирает мусор. И потеряет - не жалко, можно заказать ещё. Взрослые с особым трепетом вспоминают детство, невзирая на тот факт, что это один из сложнейших по психологической нагрузке периодов в человеческой жизни. Школа требует усердия и трудолюбия, ведь именно в эти несколько лет формируется будущая личность. Необразованным людям нелегко добиться успеха, а начальный базис для получения обширного багажа знаний закладывается здесь. Учебу невозможно представить без литературы, играющей роль преданного помощника. К огромному сожалению, книги весят немало, поэтому брать каждую из них детворе не по силам. Но существует прекрасная альтернатива тяжеловесным печатным изданиям, обременяющих собственной тяжестью не сформировавшиеся детские организмы. Больше нет необходимости зарабатывать себе с ранних лет грыжу, ведь всю информацию можно отыскать на просторах виртуальной сети и наша интерактивная библиотека окажет непосильное содействие в непростом вопросе.

Ежегодно повторяется знакомая ситуация. 1 сентября звучит звонок и начинается учебный процесс. Для учащегося - это тернистый путь, наполненный множеством приключений и свежих впечатлений. Но перед родителями возникают новые обязанности. Ремонт класса, канцелярия, форма. На все требуются дополнительные расходы, ведь ничего не выдают. Порой приходится платить даже за пособия. База постоянно обновляется и пополняется, поэтому на страницах онлайн - хранилища можно найти материалы практически по любому предмету и теме, не внося за скачивание и ознакомление какой - либо платы. При этом не имеет значения сколько лет вашему отпрыску и в каком он учится классе.

Студенческая пора считается наиболее ярким отрезком земного существования, но все осознают, что кроме вечеринок, следует уделять внимание и учебе, ведь от успешного окончания университета зависит, сможет ли молодой человек пойти работать по специальности. Когда подкрадывается злополучная сессия, многие с головой погружаются в поспешное изучение пропущенного или забытого материала. В такие моменты под рукой может не оказаться нужного научного труда, но сотрудники портала предусмотрительно подготовили все материалы, которые вдруг могут понадобиться. Сдача экзаменов теперь будет проходить без каких - либо непредвиденных неприятностей, ведь можно наверстать упущенное и освежить память в любой удобный момент. Получая плохие оценки, ребенок может встать на неправильную тропу, становящийся причиной ожидающей впереди безработицы. Это вовсе не значит, что беззаботное существование не стоит омрачать непрестанным поеданием гранита науки, но, оставаясь примерным учеником, подросток пробьет дорогу в престижные вузы и устроится на перспективную работу.

Многие девятиклассники уже с начала года начинают задумываться о том, что делать после окончания девятого класса, и, безусловно, этот вопрос является очень актуальным – появляется возможность уйти в профессионально техническое училище или колледж, что позволит освоить рабочую профессию. Также можно перевестись в лицеи, которые располагаются при учебных заведениях, это будет полезно для тех, кто планирует заранее подготовиться к поступлению в университет или институт, поскольку в таких местах часто предваряют программу обучения. Еще можно ничего не менять и остаться с верными друзьями для обучения в 10 и 11 классах. Тем не менее, нельзя забывать, что окончание девятого класса ознаменовано сдачей основного государственного экзамена. Программа изучения в девятом классе, как и ранее, начинается с повторения и закрепления уже пройденного материала, после того, как все понятия были восстановлены в памяти, ребята переходят к ознакомлению с новым материалом. Понятие сложных предложений; сложноподчиненные предложения; сложносочиненные предложения; бессоюзносложные предложения, а также сложные предложения с различными видами связи. После изучения всего, что связано с разновидностями сложных предложений, девятиклассники столкнутся с темой, связанной с развитием речи – это своего рода повторение информации о стилях речи, которая давалась школьникам годом ранее.

Кроме того, на уроках будет повторена орфография, связанная с правописанием не, а также удвоенной н в различных частях речи. ), поскольку правильное их применение улучшает показатели успеваемости. Русский язык имеет статус государственного на территории нашей страны. По этой причине учить его придется всем школьникам и даже тем детям, которые находятся на домашней или заочной формах обучения. Существуют гимназии с углубленным изучением данного предмета. В конце обучения предстоит сдать обязательный экзамен, от результатов которого будут зависеть дальнейшие перспективы обучения молодого человека или девушки. На нашем сайте вы найдете наиболее актуальную версию пособия с содержанием верных ответов. Это называется готовыми домашними заданиями. С их помощью хорошо готовиться к урокам, работать над своими умениями и навыками во внешкольное время и так далее.

Почему мы рекомендуем гдз ладыженской и тростенцовой для 9 класса. Ученики обязательно найдут в решебнике нужные им задания и упражнения, снабженные подробными объяснениями, комментариями и справочными материалами. Если что - то осталось недопонятым на уроке, то дома стоит лишь открыть ответы. Там всё просто и понятно расписано. Не требуется обладать гениальными лингвистическими способностями, чтобы хорошо учиться. Достаточно знать номер, чтобы заниматься самостоятельно, находить правильные способы применения того или иного грамматического правила, учиться интуитивно чувствовать предмет и структуру речи. Несколько равноценных вариантов решений; самые новые версии решебников; соответствие содержания заданий федеральным образовательным стандартам (фгос); поиск нужного упражнения табличному указателю. С гдз не составит никакого труда подготовиться к контрольной или диагностической работе.

Также можно практиковаться дополнительно. Конечно же, можно, ведь решебник – это полноценное пособие, по которому можно учиться любому школьнику.

Во многих ситуациях проблемы возникают из - за того, что было пропущено несколько тем подряд. С гдз такая проблема едва ли возникнет, ведь можно заниматься фактически везде.

В девятом классе много параграфов отведено под повторение.

Это и не удивительно, ведь все учителя понимают, что главное – удовлетворительно сдать выпускной экзамен и получить аттестат о неполном среднем образовании. Если вы серьезно настроены на успех, порешайте задания на следующие темы. Орфограммы и непроверяемые гласные в корне; разбор предложения на подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство; культура связной речи (творческие упражнения); причастные и деепричастные обороты; оформление прямой речи. Пособие, написанное ладыженским, рекомендовано ученикам и их родителям. Педагоги (репетиторы) могут использовать книгу для разнообразия занятий с подопечными.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

моя милая сноха оксаночка эпизод 5

learningzone ответы на тесты kfc

plotcalc для coreldraw x6 64-bit

wilcom embroidery studio 2 0 русская версия торрент